Илья Пономарев/Ilya Ponomarev (ilya_ponomarev) wrote,
Илья Пономарев/Ilya Ponomarev
ilya_ponomarev

Category:

Генерал Варгас: Главное - не врать студентам

"Орловский комсомолец", известный также как "Поколение", подвел итоги Орловского областного конкурса "человек года". В номинации "преподаватель года" победу одержал "Генерал Варгас". В своем интервью "Орловскому комсомольцу" ГВ упомянул также о молодежном лагере имени Че Гевары.

У него запоминающаяся внешность, прекрасная разговорная речь, умение расположить к себе собеседника. Бывшие студенты ОрелГТУ вспоминают именно этого преподавателя как самого яркого, необычного и всенародно любимого. Нынешние - уважают и немного побаиваются. В Интернете его имя можно встретить на десятках форумов. Впрочем, пусть он, Владимир Яковлевич Варгашкин, расскажет о себе сам.

- Владимир Яковлевич, как вам нынешняя молодежь, студенты? Нравится им учиться?

- Большая часть молодых людей здесь не учится. "Высиживая корочки",
они реализуют социальную покупку - приобретают с их помощью определенный общественный статус, или просто "косят" от армии. Увы, большинству студентов знания, как они полагают, абсолютно не нужны. Поэтому когда я рассказываю о рассеивании электронов или о том, как расширяется наша Вселенная и взаимодействует с другими вселенными, загораются лишь отдельные личности. Наверное, вот ради этих единиц я и работаю. Это - в плане профессиональном. А в плане социальном, для прочего большинства, я, скорее, выполняю функции некоего продавца в сфере так называемого образовательного бизнеса.

- В Интернете очень много баек про Вас, отзывов. Читаете?

- Да, конечно. Я их не только читаю, я их еще и сочиняю иногда. </p>

- Много шутливых фраз с лекций...

- Да, их более 70. Отдаю должное тем, кто это собрал, систематизировал
и выложил. Потому как записывали за мной достаточно грамотные, как в
профессинальном, так и в КВНовском плане, и, кроме того, очень тактичные ребята. А когда я заметил это, то начал, честно говоря, "крылатые фразы" для них просто немножко придумывать. Потом они подошли и спросили, что иэ этого можно оставить, а что следует выкинуть. Некоторые неудачные высказывания или двусмысленные фразочки, которые подразумевают какую-то пошлость, чего я очень не люблю, я попросил выкинуть. Они все это добросовестно исполнили, и я считаю, что получился такой вот неплохой каламбурчик.

- То есть это реальные вещи?

- Это все реальные вещи, обладающие неким флером, штрихами кокетства, таинственности, которые я иногда напускаю, чтобы было веселее и интереснее. Впрочем, это - все-таки именно реальности, имеющие некоторый процент, скажем так, художественного вымысла.

- Многие в форумах жалуются, что Вы принимаете экзамены до ночи. Правда?

- Здесь есть два аспекта. С одной стороны, нормативное время экзамена - 0,5 часа на человека плюс час на подготовку. Если в группе 33 человека или мне назначили две экзаменуемые группы в один день, а также если принимать строго по закону, - вот она ночь и получается.
С другой стороны, зануднейшие "баталии" со студентами вряд ли украшают экзаменатора, ибо педантизм - это не лучшая черта вузовского преподавателя. Поэтому, если ребята хорошие, то экзамен завершается очень быстро, за один-два часа. Грубо говоря, оценка вырабатывается непосредственно в ходе семестра. И, как правило, та оценка, которую подобным образом "нарабатываю" я, совпадает с той оценкой, которая в головах ребят поставлена ими самим себе.

Однако, люди, которые выходят из современной средней школы, в массе своей оказываются странно однобокими. Они уже знают, что весь мир должен принадлежать им, и что мы все должны подвинуться и предоставить им "место под солнцем". То есть они уже знают свои права,
но своих обязанностей, как правило, они не знают. Они не знают, что к экзамену надо серьезно готовиться. И если я принимаю меньше, чем 0,5 часа на человека, они имеют полное право на меня "накатать телегу", что не конца выявил уровень их знания, а точнее говоря,- незнания.

Но дело даже не в "букве закона". Если группа достаточно слабая, если
ребята пытаются платой за образование откупиться от тяжкого студенчесго труда, если группа бесцеремонно подходит и говорит, что мол, неужели Вам с нами охота сидеть... А такие случаи, скажем правду, бывали,- мол Вы нам поставьте по троечке, мы и разойдемся, а Вы лишь намекните, что Вам от нас для этого нужно. А мы готовы все это в разумных пределах раздобыть и абсолютно бескорыстно, за Вашу лишь маленькую роспись в зачетке, преподнести от читого сердца Вам, поощрив тем самым Ваш уважаемый и нелегкий преподавтельский труд... Да-да, вот именно так порою и заявляют,- прямо, откровенно, не стесняясь никого. При этом, с их слов, именно таким способом они уже решали вопросы школе или в тежникуме, или с врачом в поликлиннике, или с милиционером на дороге. И что они не видят в этом абсолютно ничего зазорного. Я им объясняю, что они этим они унижают и оскорбляют даже не столько меня, сколько прежде всего себя.

Но многие этого понять просто не могут. Бытие, ведь, определяет сознание. Вот тогда и приходится беседовать со студентами на экзамене сухо и педантично, следуя уставу высшей школы. И конечно, своему собственному скромному опыту. Кое-кому при этом даже удается открыть глаза на то, что принцип "мы платим и делаем вид, что учимся, а вы называете "цену вопроса" и делаете вид, что учите" заразил отнюдь не всю вузовскую среду. Попутно выясняется, что процесс познания может быть захватывающе интересным и полезным хотя бы потому, что вокруг сразу столько ярких единомышленников и друзей появляется, которых вряд ли стоит разменивать на более привычные "харч и торч".

- А как проходят ваши занятия? Вы настаиваете, например, на том, чтобы записывали ваши лекции?

- Я непосредственно не настаиваю на том, чтобы записывали лекции, стопроцентно посещали или читали учебники, потому что заставлять это делать - абсолютно бесполезно. В идеале студенты должны понять, что мы делаем вместе с ними одно общее дело и попытаться научить самих себя учиться, сообразуясь с собственными талантом и подготовкой. На экзамене я, как правило, если нет иных указаний от начальства, разрешаю пользоваться всем, чем угодно. Пожалуйста, можете притащить хоть целую библиотеку. Это не спасает, когда человек не знает, как читается греческая буква, которую он списал в непонятную формулу с того или иного учебника физики. При изготовлении целых многолистовых трактатов на экзамене, человек получает совершенно законную двойку, если за всем этим не стоит понимание предмета. И иногда количество таких двоек, составляет, увы, как вот сейчас, например, 52 для 56 экзаменуемых на потоке.

Бывает, что в ходе двух-трех пересдач "ребенок" продолжает упираться и говорить о том, что, мол, Вы же все равно поставите оценку, Вы же не выгоните столь "ценный источник дохода" университета, ибо я заплатил полную сумму за обучение. Однако, на факультете электроники и приборостроения, том, на котором я работаю, к подобному относятся совершенно четко: человеку вручают остатки денег, которые он  проплатил за годы несостоявшегося обучения, после этого человек идет доучиваться в другой вуз, где уровень требований несколько отличается от нашего.

Для тех же, кто пытается вникнуть во все эти тензоры и интегралы, первая сессия, как правило, оказывается со стороны преподавателей достаточно щадящей, ибо переход от школьной к вузовской форме обучения является довольно болезненным для нынешнего поколения, как правило, фрагментарно образованного, нравственно невоздержанного, да и очень хилого физически. И мы это должны учитывать. Поэтому люди по большей части "вылетают" из университета исключительно потому, что до них самих доходит, что они "несколько не туда пришли". Впрочем те, чьи "понятия" по своим качественным и количественным характеристикам, далеки от нормального инженерного знания, отчисляются также и на последующих сессиях, включая, увы, и пятый, и шестой курсы, да и саму защиту диплома.

Проблема состоит в отличие технических специальностей от многих других, в частности, гуманитарных, где квалификационные ошибки не связаны очевидно и напрямую с жизнью и здоровьем людей. У технарей и
естественников выбор очень прост - или ты освоил дисциплину, и медицинский прибор, который ты обязан спроектировать на пятом курсе, скорее всего будет лечить людей, либо твои приборы, когда ты станешь инженером медико-биологической практики, будут обеспечивать работой печальной памяти спецкомбинат, что тут же, рядом, на Наугорке. И здесь не поможет ни чье-то "пролетарское происхождение" ни сановность иных родителей, ни "бешеные бабки". В худшем случае тебе придется отправится в не столь отдаленные места, а преподаватель, который поставил роспись в твоей зачетке,- за ненадобностью должен будет пополнить биржу труда... Если, конечно, к тому времени этот твой несчастный преподаватель не воспользуется для собственного лечения твоим же прибором. Вот, собственно, тот критерий оценки знаний, с которым я вхожу в "клетку со студентами".

- Как складываются ваши отношения со студентами?

- Студенты не отказывают мне в определенной доли уважения и любви.
Прежде всего, я стараюсь вникать в конкретные, зачастую очень запутанные проблемы студентов, по-возможности как-то их решать, или хотя бы советовать, как решать. Ведь некоторые моменты, связанные с неуспеваемостью, с отчужденностью от коллектива, с нехваткой школьного багажа знаний, опосредованно связаны с определенными современными объективными социальными и психологическими моментами,
которые выявляются во время общения со студентами на занятиях. При этом самое главное, как мне кажется, не врать студентам. Просто не врать и не кривить душой во имя соблюдения неких условностей, придания некоего пиетета отношениям студента с преподавателем. Я вовсе не говорю, что все преподаватели какие-то лгуны. Просто, как говорят сами студенты, в общениии со многими преподавателями есть излишние "заморочки" и "навороты", какие-то элементы полуправды, недомолвок, которые студенты очень остро чувствуют и очень остро переживают. Подобные моменты связаны с тем, что в современном обществе учителя в массе своей утратили очень необходимую социальную функцию наставничества.

А ведь зачастую студентам достаточно просто честно и откровенно объяснить, что от них нужно для того, чтобы они нормально освоили и сдали дисциплину, при этом остались достойными людьми, честными гражданами, благополучно перешли на выпускающие кафедры, а затем встроились в общественное производство по избранной специальности. Студенты, зачасту, вот этого всего пути и не видят. А профессию они частенько избирают потому что "так папа сказал". Мол, я, отец, устроился на молочный комбинат электриком, а поэтому, иди, сынок, в ОрелГТУ "на электронщика" или "на консервщицу", а папа тебе местечко как-нибудь раздобудет, ибо молоко люди будут кушать при любой вышины ценах на нефть и любого цвета губернаторах. Вот дитятя и не хочет учить про вязкость масел. Лишние это заморочки. А то, что этими маслами смазывают подшипники в сепарторах-сливкоотделителях на том самом молочном комбинате, студенту и невдомек. Вот студент и "зависает" на сессии, и искренне не может понять, почему это "злобный препод" цепляется к какой-то ерунде. Ведь папа меняет у себя на работе лампочки и без всякой вязкости...

Словом, студенту надо просто дать возможность честно разобраться, что пресловутое фрагментарное "клиповое мышление" работает против него.
После этого, контакт со студентами можно считать установленным. Зачастую студенты в ответ платят мне честностью и откровенностью и после учебы, дружбой на многие годы.

- Поддерживаете отношения с кем-то из бывших студентов, следите ли за их успехами?

- Да. Ваш коллега, Андрей Грядунов, известный в Орле журналист, хоть он и не стал инженером, но был моим студентом. Мой хороший друг, человек, которого я рекомендовал в аспирантуру, Евгений Мельник недавно избран депутатом областного совета. Алексей Лупин, также депутат, областного совета, был моим студентом, и сейчас работает с молодежью. Вот этим я и горжусь. Люди уже давно перешагнули по своей общественной значимости мой порог, и это просто доставляет мне колоссальное удовлетворение. Есть прогресс в нашем обществе!

- А чем занимаетесь в свободное время?

- Свободное время - это, прежде всего, все, что связано с докторской - с
гравитацией и космологией. Это встречи с учеными, которые работают в этих областях, это поездки в Космическое агентство, в МГТУ имени Н.Э.Баумана. Увлекает меня также работа в различных молодежных коллективах. Так, я являюсь заместителем командующего молодежного лагеря имени Че Гевары, собираемого летом на море под Краснодаром. Ребята хорошие, думающие, и мне там очень нравится. Живем в палатках, еду варим на костре, общаемся, обсуждаем проблемы смысла жизни, исторические судьбы Родины. Я практически в два раза старше их, но как-то общий язык находим.

Мне интересны также историко-архитектурные древности Орловщины и соседних областей. Со студентами мы посетили землянку Рокоссовского, Коренную пустынь, музеи-усадьбы Тютчева, Алексея Толстого, Поленова. Любим путешествовать. Я не являюсь студенческим куратором. Мне не очень нравится, что куратору приходится выполнять ряд не слишком интересных поручений. Но если появляется интересная группа, которая хочет что-то узнать, то мы просто мы в одно из воскресений, например, едем в Болхов и залезаем на шпиль Спасо-Преображенского собора. Я им показываю механизм болховских курантов середины XIX века. Туда свободно можно слазить, был бы только интерес. Есть у нас Сабуровская крепость. Там можно в одном месте подняться на стенку, пройти по ней, получаются совершенно необычные виды для фотографирования. Мы со студентами ходили к этому памятнику культуры, обсуждали то, какую роль его бывшие владельцы Каменские сыграли в нашей истории. Это все и есть мой отдых. Просто сидеть или лежать на диване - это не мое.

Краткая биография

Окончил 22 среднюю школу и машиностроительный институт. Начинал свою карьеру технологом на заводе дорожных машин, потом работал инженером-исследователем на заводе приборов. Довелось поработать и комбайнером в селах Орловщины. После армии, где служил в частях особого назначения, окончил аспирантуру Московской государственной академии приборостроения и информатизации. На данный момент он является кандидатом технических наук, доцентом кафедры физики факультета электроники и приборостроения ОрелГТУ, членом рабочей группы по проблемам гравитации и гравитационным космическим экспериментам научно-технического совета Федерального космического агентства, академическим советником Российской инженерной академии,
членом-корреспондентом Международной академии энергоинформационных наук, действительным иностранным членом Лондонского института физики, членом редсовета международного научного журнала "Пространство-время и материя".

В Интернете его официальная страница посвящена международной конференции по гравитации и космологии, проводимой на базе Бауманского университета. Кроме того, он занимается информационным наполнением одного из сайтов, посвященного историческим и архитектурным древностям Орловщины. Не женат. В свободное время занимается написанием докторской диссертации.

Среди увлечений - все, что связано с гравитацией и космологией, филателия, изучение историко-архитектурных памятников Орловщины и соседних областей, работа в различных молодежных коллективах по увлечениям.

Совет от Варгашкина: на защите дипломного проекта

Если придешь в не слишком вызывающей одежде, не будете грубить членам комиссии и ответите хотя бы на пару вопросов, то, скорее всего, получишь пять баллов.

Если не ответите на вопросы, но хорошо расскажете, без бумажки, и не будете вести себя чересчур вызывающе по отношению к этим неучам, членам госкомиссии, то Вы получите 4 балла.

Если Вы будете себя вести вызывающе и не ответите ни на один вопрос,
то Вы получите 3 балла. При этом, правда, Варгашкин почему-то умалчивает, как же вели себя на защите дипломов те немногочисленные несчастные, которые все же умудрились "завалить" защиту дипломного проекта и окончили вуз не с дипломом, а со справкой.

Яна Крылова, ПРАВДА.info
Tags: КПРФ, Левый Фронт, Орел, СКМ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments