Илья Пономарев/Ilya Ponomarev (ilya_ponomarev) wrote,
Илья Пономарев/Ilya Ponomarev
ilya_ponomarev

Categories:

Об одной встрече в Государственной Думе и о диалоге с РПЦ

В минувшую среду Государственная Дума принимала в первом чтении закон против оскорбления чувств верующих, вызвавший много споров. Хотя, кстати, я предполагал, что шума будет больше. Видимо, наш любимый парламент всех настолько приучил к своим радикальным инициативам, что народ уже махнул на него рукой.

В любом случае, этот день прошел весьма любопытно. С утра у нас в вестибюле открылась фотовыставка, посвященная православию. Очень красивые фото разных храмов и видов старинных русских городов…

В середине того дня я поднимался по главной лестнице Госдумы, спеша в зал заседаний. Навстречу мне шла группа молодых людей приятно-интеллигентной внешности, с деталями одежды, выдавших в них активных православных верующих (гмм… не знаю, как их назвать-то правильно? Не активистами же!). Увидев меня, один из группы, худой темноволосый парень с небольшой бородкой приветственно помахал рукой:

- Илья Владимирович, можно вас ненадолго?

Я подошел. Я вообще люблю общаться со всеми, кто этого хочет.

Народ протянул мне две небольшие книжечки.
- Мы – прихожане отца Даниила Сысоева. Его убили, вы знаете?

Фамилию священника я не помнил, а вот случай 3 года назад, когда настоятеля одного из московских храмов зарезали грабители, помнил хорошо.

- Так это ваш батюшка был?
- Да, наш… - по молодому человеку было видно, что эту трагедию он переживает по-прежнему. С неожиданной страстностью он начал мне показывать книжечки: - вот, здесь все о нем и о его идеях, прочтите обязательно! Приобщитесь к святости! Может, и депутаты такими станут.

Я давно уже ничего бумажного не читал, скачивая все на свой ipad в электронной форме, но пообещал. Впрочем, святые депутаты – дело явно не скорое, мои коллеги явно крепко стоят ногами на грешной земле, о чем я и поведал моим собеседникам. Те шутку не поняли, и явно задумались о спасении 450 душ и членов их аппарата.

Ограничивать общение дежурными обещаниями мне тоже не хотелось.
- А что сейчас у вас, новый батюшка достоин отца Даниила?
- Да, вполне, хороший он…

Я решил затронуть щекотливую тему.
- Слушайте, а вы знаете про сегодняшний закон против оскорбления верующих?
- Конечно, знаем! Вот, у нас тут выставка, отец Всеволод Чаплин приезжал…
- Так и что думаете? У нас тут в понедельник фракция была, много споров было.

Мой собеседник помялся.
- Да как-то не очень этот закон…

Его товарищей тоже прорвало.
- Надо сектантов ограничивать, чтоб всякие безобразия не творили! А этот закон нам же и навредит!

Меня эта реакция весьма удивила. До сих пор я считал, что православная общественность его безоговорочно поддерживает.
- Пусть все нормальные религии будут, ограничивать ничего не надо! Надо бороться с пропагандой сект, насилия и извращений, а остальное пусть будет…

Мы поговорили еще минут пятнадцать о разных конфессиях, работающих на территории страны. Я с благодарностью попрощался и пошел голосовать, утвердившись в мнении, что по этому спорному закону надо быть «против». Такую позицию разделило, как оказалось, еще 6 депутатов, в основном эсеры. Впрочем, в нашей фракции закон не поддержало большинство членов, правда по-другому: решив устраниться от голосования.

Вечером я узнал, кто со мной разговаривал. Оказалось, это был известный православный активист Энтео (Цорионов). Вот тут я уж точно удивился…


Наш разговор с православными.

Впрочем, две недели тому назад я встречался с официальным рупором РПЦ, отцом Всеволодом Чаплиным, и обсуждал происходившее у стен Государственной Думы в момент принятия одного из предыдущих скандальных законов – о запрете пропаганды гомосексуализма среди детей, многими воспринятым как дискриминацию ЛГБТ-сообщества. В феврале я написал письмо Патриарху с простым вопросом: «те, кто позволяет себе нападать и избивать не в чем не повинных людей, какие бы взгляды у них не были, могут ли считаться православными?».

Ответ был весьма двусмысленным. С одной стороны, писавший его о. Всеволод сказал, что нападать первым недостойно; с другой – что сторонники веры должны иногда защищать ее, в том числе и кулаками. Не ответив при этом на главный вопрос: осуждает ли Церковь конкретных нападавших или нет?

Поэтому я решил поговорить лично, чтобы точки над i были все-таки расставлены. Либо – «да, подобные акцией дело богоугодное», либо – «нет, христианин не может нападать на людей других убеждений, если они не нападают на него самого». Надо сказать, что позиция священнослужителя была высказана абсолютно однозначно в пользу второго варианта, к моему полному удовлетворению.

Однако произошло это в ходе частного разговора, за закрытыми дверями. Присланное же мне письмо своей двусмысленностью вызвало очередную бурю комментариев либеральной общественности в стиле «мы так и знали, в РПЦ духа Христа нет, и Церковь лишь еще один элемент государственной машины подавления инакомыслия».

Насколько я почувствовал в ходе разговора с о. Всеволодом, причина всего происходящего – в глубочайшем расколе российского общества, спровоцированном с самого верха. Обе ее части – и модернизированное меньшинство, и консервативное большинство – не желают не только вести диалог, но и просто знать друг друга. «Агенты Запада» - говорят одни, «агенты Кремля» - отвечают им. «Зажравшиеся москвичи» - кидают первые, «быдло с Уралвагонзавода» - возвращается им. Вот и поговорили…

А ведь в динамично развивающихся обществах, как на Западе, так и на Востоке, общество модерна органично произрастает из базовых традиций национальных культур и религий, и всегда использует патриотические чувства как фактор движения вперед, а не стагнации. Когда передовой класс теряет патриотическую основу, он теряет возможность развивать страну в целом – в лучшем случае он может развивать самого себя, а скорее всего – будет стремиться уехать и влиться в другое общество. Встречи с Чаплиным и Энтео, при всех наших разногласиях, еще раз убедили меня в этом.

Я думаю, нам надо сделать проект, направленный на диалог между либерально настроенной интеллигенцией, средним классом и более консервативными, но отнюдь не менее продвинутыми группами, в том числе ориентированными на РПЦ. Давайте подумаем об этом!

А пока объявление: вечером 20го апреля владыка Иларион дает первый в истории России концерт православного иерарха в протестантском Соборе Святых Петра и Павла в Старосадском переулке. Думаю, надо сходить.


Tags: Госдума, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →